На ПМЭФ увидели в экономическом застое угрозу социальных потрясений


Отсутствие новых способов ускорения экономического роста угрожает России социальными потрясениями и утратой позиций в будущем. Об этом заявили участники сессии ПМЭФ-2019 под названием «Войти в пятерку ведущих экономик мира. Решения для России».

«Пятый в мире ВВП по ППС – это официальный ориентир России, официальная цель. А удастся ли достичь цели, не меняя инструментов? – задался вопросом модератор сессии, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Уверен, что если не изменим инструментарий, то не то что не подвинем Германию с пятого места по ППС, а уступим и свое шестое место Индонезии. Она сейчас растет куда быстрее нашего».

Корректировка цен на нефть после падения не приводит ни к росту ВВП, ни к улучшению благосостояния населения, подчеркнул Титов. – Только к росту золотовалютных резервов. С 2008 года они увеличились на 24%, суммарный рост ВВП за это же время – меньше 4%, реальные доходы населения – минус 1,8%.

«Рост ниже 3% в течение последующих лет будет означать социальные проблемы, – предупредил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. –Потому что экономика с институтами рентного типа (такая, как наша) перехватывает низкие результаты роста, они не доходят до населения. А если люди видят, что у кого-то прирастает, а у них продолжается «похолодание» внизу, к ним весна не пришла, то ждите проблем. И я думаю, что в сентябре на выборах мы эти проблемы увидим.

Напомню, что 97 стран ввели санкции против России, это более половины мирового ВВП. А на нашу долю приходится 3,1% по ППС. Расти надо темпами выше, чтобы хотя бы сохранить прежнее соотношение. Стандартными методами мы этого не достигнем.

Самый большой резерв, который имеет Россия, связан с высокими транзакционными издержками. В нашей экономике очень высокая сила трения. И крайне невысокий уровнень доверия групп между собой. Французские экономисты посчитали, что мы можем поднять ВВП на душу населения на 69%, если уровень доверия в стране будет, как в современной Швеции.

А что мешает повышению доверия в стране? Конечно, рыба тухнет с головы. Нескоординированность силовых служб создает чрезвычайно высокие транзакционные издержки в экономике. И второе. Нужно внутри самого бизнеса исключить определенные способы поведения – а именно апелляцию к силовым службам при решении корпоративных конфликтов, что мы видели совсем недавно на примере дела Калви.

«Нам нужно менять взаимодействие всех частей политической системы, – пошел дальше вице-президент Федерального Союза адвокатов России Евгений Тарло. – Представительной, исполнительной, судебной властей. Если представительная власть не будет контролировать основные решения исполнительной власти, то мы будем получать законы, которые выскакивают непонятно откуда, пролоббированые ведомствами и судами (суд порой тоже действует, как ведомство) системы, правила и бесконтрольность.

Кто сегодня решает, плохой судья или хороший? Квалификационная коллегия судей. А из кого она состоит? Преимущественно из тех же самых судей. И как правило, они не выдают своих. А должен быть представитель бизнес-омбудсмена. Представители общественности – их должно быть чуть-чуть больше, чем судей, и тогда появится баланс».

«Без решения трех проблем в экономике возможны только косметические изменения, – уверен президент-председатель правления банка непрофильных активов (Банк «ТРАСТ») Александр Соколов. – Это недопустимый уровень коррупции, экономически неоправданная налоговая система и очень слабая эффективность судебной системы. У нас происходит просто импорт правосудия – крупный бизнес уходит судиться в юрисдикции Великобритании, Кипра, Соединенных Штатов. При подобной проблематике повышать производительность труда бессмысленно. А бизнес со всеми задачами справится сам, если его избавить от этих трех проблем».

«У идей в нашей стране крайне короткий горизонт жизни, – посетовал заместитель председателя ВЭБ.РФ Андрей Клепач. – Трудно назвать корпорацию которая… да чего там корпорацию, у нас и у государства нет долгосрочной стратегии. Есть план до 2024 года. А дальше что? У нас есть идея на 2025 год? У китайцев есть на 2050-й. Сейчас время, когда нужно закладывать задел. Если мы потеряем несколько лет, то проиграем после 2024 года. Нацпроектами жизнь не ограничивается».


Поделитесь статьей