Борис Титов заявил, что проект нового КоАП ухудшает условия для малого бизнеса


Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов направил Председателю Правительства Михаилу Мишустину отзыв на проект нового КоАП РФ, а также текст Процессуального КоАП РФ, разработанные Министерством юстиции.

8NIwwZqNdNk.jpg

Соответствующие законопроекты планируется внести в Правительство в мае 2020 года, в Государственную думу – в июне 2020 года и ввести их в действие с 1 января 2021 года. Между тем мнение бизнес-объединений при подготовке законопроектов не учитывалось, не предполагается его участие и в их доработке, говорится в письме Титова.

Уполномоченный констатирует, что в новом КоАП без какого-либо экономического обоснования планируется в разы увеличить размеры штрафов. В первую очередь это относится к индивидуальным предпринимателям. В частности, штраф для них за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, по замыслу Минюста, должен вырасти в 20 раз, а в случае, когда речь идет об обучении и отдыхе детей – в 70 раз. Грубое нарушение требований промышленной безопасности – в 20 раз. Нарушения на таможне – в 15 раз. В перечне 27 позиций,  по которым штрафы для ИП, юридических и должностных лиц увеличиваются в несколько раз.

Одновременно с этим большая часть административных наказаний за неправомерные действия должностных лиц государственных органов остались неизменными, либо были смягчены. В числе прочего в проекте КоАП исключено наказание за невнесение информации в Единый реестр проверок, администрируемый прокуратурой.

Кроме того, сравнению с прежней редакцией КоАП:

– увеличен срок давности привлечения к административной ответственности по общему правилу с двух месяцев до одного года;

– увеличен предельный срок проведения административного расследования с 1 до 2 месяцев, который может быть продлен на срок до шести месяцев;

– исключен максимальный срок, на который может быть продлен судом, рассматривающим дело, двухмесячный срок для рассмотрения дела об административном правонарушении, что на практике может повлечь затягивание судебного процесса и дополнительные издержки для бизнеса по участию в процессе;

– по отдельным составам административных правонарушений исключено предупреждение, как вид административного наказания (к примеру, из ч. 2 и ч. 3 ст. 10.1,  ч. 3 ст. 23.1 проекта нового КОАП РФ).

В проект нового КоАП РФ не вошло положение о том, что  административный запрет деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ст. 3.12 действующего КоАП РФ).

В проекте Процессуального КоАП РФ (ст. 4.2) значительно увеличено количество мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении  – с 13 до 22. Впервые введены такие меры обеспечения как обязательство о явке, административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности, приостановление операций по счетам в банке и др. Применение таких мер может причинить ущерб для бизнеса.

Вводится понятие «грубого административного правонарушения» (ст.2.2), но не дается его определения и четких критериев, которые бы позволяли однозначно отделить «грубые» и «негрубые» административные правонарушения.

Предлагается, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено и до получения результатов проведения контрольно-надзорного мероприятия, если были обнаружены достаточные данные о наличии нарушений обязательных требований, которые влекут «высокий», «чрезвычайно высокий» риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (Процессуальный КоАП РФ (ч. 4 ст. 5.1). Но не определены критерии, по которым можно установить категорию риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Борис Титов считает, что применение указанных положений проекта Процессуального КоАП РФ может стать непредсказуемым и высоко рискованным для участников производства по делу об административном правонарушении, в том числе из-за «возможности произвольного и субъективного толкования должностными лицами».

Законопроект нуждается в серьезной проработке и обсуждении с участием представителей бизнеса и ведущих предпринимательских объединений. В противном случае, «принятие его в текущей редакции несет реальную угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса в России», – говорится в письме.

Источник: http://ombudsmanbiz.ru/


Поделитесь статьей