Генпрокуратура разморозит деловой климат


Владимир Путин, встретившись на прошлой неделе с Советом законодателей, в очередной раз напомнил о главной национальной цели — утверждении России в пятерке крупнейших экономик мира, для чего придется, наконец, перегнать Германию.

Президент также поставил задачу изменить структуру экономики и существенно повысить производительность труда. Всего этого невозможно достичь, по его мнению, без опоры на отечественный бизнес. Поэтому он приказал законодателям поддерживать предпринимательские инициативы, ликвидировать бюрократизм, а для начала просто не мешать бизнесменам. Такого рода обещания от власти предпринимательское сообщество слышит все чаще, но до реального потепления делового климата еще далеко.

Особую озабоченность (если не глухое раздражение) вызывают уголовные преследования бизнеса, в свою очередь порождающие вопросы в отношении их законности. Нарекания вызывает и избыточное административное давление. В мае президенту будет представлен ежегодный доклад Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова — его основные положения уже были обсуждены в рамках XIII Всероссийской конференции бизнес-омбудсменов и в значительной мере поддержаны Генпрокуратурой.

Залог надежнее ареста

Дело инвестиционного фонда Baring Vostok («ФГ» писал о нем неоднократно) стало своего рода лакмусовой бумагой в отношениях бизнеса и правоохранительной системы. Напомним, что и Борис Титов, и представители практически всех предпринимательских организаций считают незаконными как аресты фигурантов дела во время следствия (игнорирование ст. 108 УПК), так и, что важнее, возбуждение уголовного дела по поводу хозяйственного спора. Главного фигуранта Майкла Калви (основателя и партнера Baring), а также бывшего главу банка «Восточный» (контрольный пакет находится у Калви) Алексея Кордичева недавно из СИЗО перевели под домашний арест, но еще четверо сотрудников и партнеров Baring до последнего времени оставались под стражей.

22 апреля Борис Титов посетил в следственном изоляторе «Матросская тишина» арестованного партнера Baring, члена совета директоров банка «Восточный» Филиппа Дельпаля. По словам бизнес-омбудсмена, арестованный чувствовал себя нормально, выглядел бодро. Но возникают вопросы к качеству следствия и к реальной необходимости ареста. Например, как узнал Титов, последний раз Филипп Дельпаль видел следователя 21 февраля, как раз в день его задержания, с тех пор никаких следственных действий с ним не проводилось.

Более того, по данным бизнес-омбудсмена, Филипп Дельпаль вообще не имел отношения к сделке, которая легла в основу уголовного обвинения против руководства Baring Vostok. Он не голосовал за заключение отступного соглашения между банком «Восточным» и аффилированным с Baring коллекторским бюро на сумму в 3 млрд руб. Поэтому, как подчеркнул Борис Титов: «Нет никаких ни юридически, ни даже этических оснований для того, чтобы после того, как Майкл Калви был переведен на домашний арест, остальные фигуранты дела продолжали содержаться в СИЗО». Впрочем, 24 апреля Борис Титов на XIII съезде уполномоченных по защите прав предпринимателей заявил, что уже к концу апреля четверо оставшихся фигурантов этого дела переведут под домашний арест.

Это, конечно, шаг в правильном направлении, однако и домашний арест является в предпринимательских делах зачастую излишней мерой пресечения. Ведь обвиняемый, которого еще могут и оправдать, лишается права руководить своим бизнесом, что чревато его уничтожением и потерей рабочих мест. Поэтому при подготовке доклада было решено включить в него предложения, благодаря которым можно в будущем заменить заключение в СИЗО и домашний арест залогом и подпиской о невыезде.

Согласно статье 108 УПК по «экономическим» статьям во время следствия сажать нельзя. Но сплошь и рядом это делают, утверждая, что обвиняемые проходят по мошенническим статьям, а не по предпринимательским. О чем лишний раз свидетельствуют данные общественного омбудсмена по защите прав предпринимателей в местах предварительного заключения Александра Хуруджи.
Для решения этих проблем в докладе Титова президенту предлагается: обязать суды при выборе меры пресечения указывать конкретные основания, по которым деяние, с их точки зрения, не относится к преступлениям в сфере предпринимательской деятельности; рассматривать возможность применения мер, не связанных с лишением свободы, в частности, залога или запрета определенных действий, а в случае неприменения — подробно его аргументировать; предоставить прокуратуре право согласовывать ходатайства следствия о заключении под стражу или домашний арест, а также о продлении срока содержания под стражей.

Кстати, Александр Хуруджи обратил внимание на то, что, находясь под залогом (который во время следствия все же позволяет руководить бизнесом), обвиняемый вряд ли решится на побег за границу: практически во всех странах госорганы и бизнес не желают иметь дела со скрывшимся из-под этой меры пресечения — обман суда просто не прощается.

Кроме того, предлагается внести изменения в ст. 109 УПК, согласно которым решения о продлении срока содержания под стражей до 6 месяцев должна будет принимать коллегия из трех судей районного суда, от 6 до 12 месяцев — областной суд. Свыше года — только Верховный суд РФ.

«Регуляторный крематорий» для прокурора

Российскому бизнесу мешают не только незаконные уголовные преследования, но и слишком тяжелый административный пресс. Конечно, власти за последние примерно 10 лет сделали немало для его облегчения. Так, проверки контрольно-надзорных органов ограничили за счет трехлетних надзорных каникул для вновь открываемых малых предприятий, а также введения единого реестра плановых проверок остальных предприятий. Вне плановые могут проводиться только по разрешениям местных прокуроров. Впрочем, чиновники научились обходить эти требования.

Наконец, правительство, поддержанное президентом, предложило до 1 января 2021 года провести так называемую регуляторную гильотину, что предполагает ликвидацию всех избыточных контрольно-надзорных требований, но с заменой их на новые, более современные. Ответственным исполнителем назначили специальный департамент аппарата кабмина. Судя по первым откликам, в Белом доме на Краснопресненской набережной не так уж уверены в том, что будущие нормы окажутся лучше старых, неслучайно же там иронизируют, называя регуляторную гильотину «крематорием».

Ну, а пока предприниматели отвечают перед контрольными органами не только потерянным на проверки временем, но и потерянными деньгами: в прошлом году им пришлось уплатить штрафов на 179 млрд руб. Проблемы же, стоящие перед бизнесом, в целом не решаются, поэтому основная часть доклада Титова в этом году переформатирована и получила название «Реестр системных проблем российского бизнеса». Их насчитывается 296 в 32 сферах регулирования. В реестр включены проблемы, не только выявленные за последний год, но и оставшиеся нерешенными с момента публикации предыдущих докладов. К числу последних относится более половины, некоторые проблемы «висят» с 2014 года.

В очередной ежегодный доклад Бориса Титова президенту включен и новый раздел — Индекс административного давления. Об этом сообщила руководитель Экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. Индекс рассчитан по итогам статистического опроса о состоянии административной среды в России, проведенного социологической службой ФСО по заказу института уполномоченного. «Вести с полей таковы, что у респондентов нарастает некоторое раздражение, — подчеркнула Алехнович. — Мол, зачем вы нас снова спрашиваете, все проблемы и так ясны, давайте их, наконец, решать».

Индекс показывает степень комфорта ведения бизнеса в различных субъектах Федерации и помимо опроса учитывает деятельность нескольких контрольных ведомств (Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора, МЧС и жилищных инспекций), на которые приходится более 90% надзорных мероприятий. Данные взяты из статистики Минэкономразвития, Росстата, Судебного департамента Верховного суда РФ и дополнены сведениями, поступившими от региональных уполномоченных.
В индекс включены четыре показателя: снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности (в числовом выражении это доля предупреждений от общего числа наказаний); эффективность внедрения риск-ориентированного подхода (доля предпринимателей, подвергнутых контролю и надзору — в процентах от общего числа подконтрольных); игнорирование проверок (доля штрафов, назначенных без проведения проверок в рамках административных расследований, рейдов, контрольных закупок в процентах от общего числа штрафов, наложенных ФОИВ); фискальная ориентированность контрольно-надзорной деятельности (объем наложенных штрафов).

Наиболее справедливым к проверяемым оказалось МЧС: в ведомстве чаще выносят предупреждения, а не штрафы; самым жестким является «весогабаритный» контроль. Чиновники службы изъяли из экономики в 2018 году 4 млрд руб., Роспотребнадзор — 3,9 млрд. При этот эти контрольные органы сразу выписывают штрафы, обходясь без предупреждений. Среди регионов антилидером оказался Саратов, лидерами — Удмуртия, Мари-Эл и Московская область.

Генпрокуратура поспешила отреагировать на новый индекс административного давления. Ее представитель обещал в кратчайшие сроки проверить законность контрольно-надзорных проверок в 10 регионах-антилидерах.


Поделитесь статьей