Борис Титов попросил Президента дать бизнес-омбудсменам адвокатские полномочия


Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов представил Владимиру Путину свой очередной ежегодный доклад.

С мая 2018 года институт бизнес-омбудсмена (включая региональные подразделения) принял от предпринимателей 9816 обращений (за все время работы – 65 129). 85% обращений проходят по категории «Административные дела», 15% – по категории «Уголовные дела». В обращениях, напрямую поступающих в центральный аппарат Уполномоченного, соотношение иное: здесь с незаконным уголовным преследованием бизнеса связана каждая третья жалоба.

За год Уполномоченному удалось в 68 случаях добиться прекращения уголовного дела на стадии следствия. В 8 случаях приговор был отменен, либо уголовное дело прекращено судом. Еще в 8 – состав преступления переквалифицирован, первоначально назначенная мера принуждения отменена. В 4 случаях суд возвратил уголовное дело прокурору, в 3 – приговор был изменен, наказание снижено или отменено. В 46 случаях для предпринимателя была изменена мера пресечения, в 67 – приняты меры прокурорского реагирования.

В докладе предлагается наделить Уполномоченного при Президенте и региональных бизнес-омбудсменов дополнительными правами. В частности, дать им право выступать представителями защищаемых субъектов во всех типах судопроизводства, вступать в дело в качестве защитника (в уголовном процессе) и для дачи заключения (в арбитражном процессе). Выступать административными истцами, обжаловать вступившие в силу судебные акты (в административном судопроизводстве). Оспаривать в судах муниципальные правовые акты с их приостановлением до вступления в силу решения суда. Посещать места содержания под стражей и места лишения свободы без специального на то разрешения.

Все уполномоченные должны получить свидетельский иммунитет, отмечается в докладе. Они не должны допрашиваться в качестве свидетелей по обстоятельствам, ставшим им известными в связи с выполнением их функций.

В отдельном разделе доклада зафиксированы наиболее острые проблемы уголовного преследования предпринимателей. Это нарушения при выборе меры пресечения в виде заключения в СИЗО, не признание судами предпринимательского статуса обвиняемых (в том числе в случаях, когда речь идет о выполнении государственных и муниципальных контрактов), неоправданно частое применение к бизнесу статьи 210 УК РФ (организация преступного сообщества). Для решения проблем предлагается внести соответствующие корректировки в Уголовно-процессуальный кодекс, а также наделить Генеральную прокуратуру новыми процессуальными полномочиями.

В докладе Уполномоченного впервые появился раздел под названием «Индекс административного давления». Он представляет собой статистическое исследование ситуации в регионах, которое отражает пять параметров:

– доля предпринимателей, подвергнутых контролю и надзору;

– доля предупреждений от общего числа административных наказаний;

– доля штрафов, наложенных без проведения проверок (по результатам так называемых административных расследований);

– средний штраф на одного предпринимателя;

– «административный налог» (показатель, отражающий фискальную ориентированность контрольно-надзорной деятельности).

По сумме показателей регион занимает в общем рейтинге то или иное место. Первая пятерка регионов, в которых административное давление наиболее щадящее, выглядит следующим образом:

– Удмуртская Республика;

– Республика Марий Эл;

– Республика Хакасия;

– Республика Коми;

– Московская область.

Пятерка, замыкающая рейтинг, в свою очередь, выглядит так:

– Карачаево-Черкесская Республика;

– Республика Ингушетия;

– Курская область,

-Ростовская область;

– Саратовская область.

Индекс предложено сделать инструментом измерения и корректировки административного давления в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности.


Поделитесь статьей