Институт уполномоченных призывает установить переходный период с продлением ЕНВД до 2024 года


С 1 января 2021 года планируется отмена ЕНВД и переход предпринимателей на другие режимы налогообложения. Минфин считает, что это позволит вывести предприятия из тени, увеличит доходы бюджета и поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Сегодня в России около 1,1 млн хозяйствующих субъектов работают на ЕНВД. Как правило, это микро- и малые предприятия, а также ИП, реализующие социально-значимые товары и услуги: небольшие розничные магазины, ветеринарные клиники, кафе и рестораны, гостиницы, бытовые услуги.

В результате отмены ЕНВД перед предпринимателями встанет следующий выбор:

  • перейти на общую систему налогообложения (ОСН);
  • перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • перейти на патентную систему налогообложения (ПСН);
  • перейти в категорию самозанятых;
  • закрыть предприятие и выйти на биржу труда;
  • уйти в тень.

Институт уполномоченных считает необходимым ввести переходный период с продлением ЕНВД до 2024. Поскольку резкая отмена данного режима станет тяжелым ударом и приведет к уходу в тень или закрытию сотен тысяч хозяйствующих субъектов с учетом принимаемых регуляторных мер по цифровизации бизнеса (введение маркировки на широкий круг товаров).

Исходя из целей нацпроекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» целесообразен поэтапный переход к новой системе упрощенных режимов налогообложения малого бизнеса по принципу «одна категория бизнеса – один упрощенный режим налогообложения», убеждены российские уполномоченные.

Кроме того, бизнес-омбудсмены считают необходимым доработать существующие режимы налогообложения на предмет гибкости и удобства, чтобы:

  • режим патентной системы для ИП предусматривал возможность зачитывать часть уплачиваемых страховых взносов, расширил количество разрешенных видов деятельности, увеличил пределы ограничений по торговой площади, обороту, занятым и определялся базовыми параметрами налогообложения на уровне местных властей;
  • упрощенная система налогообложения для организаций предусматривала возможность установления льгот на уровне местных властей с пониженными ставками. Одновременно с этим требуется расширить практику применения торгового сбора с возможностью его зачета в уплачиваемом налоге на УСН.

Институт бизнес-омбудсменов также считает необходимым проработать вопрос о зачислении доходов от всех упрощенных режимов налогообложения в местные бюджеты. Это позволит повысить мотивацию местных властей к созданию привлекательных условий ведения деятельности для малого бизнеса.

При отмене ЕНВД важно проработать и другие меры по улучшению деловой среды для малого бизнеса, в числе которых: возможность снижения размера страховых взносов, применение торгового сбора, пересмотр залоговых требований к льготным кредитам для малого и среднего бизнеса, другие меры, стимулирующие деловую активность предпринимательства.

После доработки все предложения будут направлены в адрес Правительства РФ и представлены на предстоящем в декабре 2019 года заседании Государственного совета РФ по направлению «Малое и среднее предпринимательство».


Поделитесь статьей