С 1 июля вступили в силу основные положения Федерального закона № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»


С 1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Данный нормативный правовой акт закрепляет приоритет проведения профилактических мероприятий и фактически запрещает действующую «палочную систему».

Теперь в соответствии с ФЗ № 248 работа контролирующих органов не будет оцениваться по количеству проведенных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности, а также по количеству и сумма назначенных штрафов. Основная задача контролеров - профилактика рисков причинения вреда и применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольных мероприятий.

Прежде чем начать проверку контролирующий орган должен отнести предпринимателя к одной из 6 категорий. Условия отнесения предпринимателя к той или иной категории риска определяет положение о конкретном виде контроля.

Для профилактики рисков причинения вреда могут быть использованы следующие профилактические мероприятия:

  • Информирование
  • Обобщение практики
  • Стимулирование добросовестности
  • Объявление предостережения
  • Консультирование
  • Самообследование
  • Профилактический визит

Проведение профилактических мероприятий предусмотрено только с согласия контролируемых лиц, либо по их инициативе.

Кроме этого, Закон № 248-ФЗ расширяет перечень видов контрольных мероприятий. К известным документарным и выездным проверкам, рейдовым осмотрам, контрольным закупкам и наблюдением за соблюдением обязательных требований добавляются:

  1. Мониторинговая закупка (проводится для последующего направления на экспертизу)
  2. Выборочный контроль (подразумевает отбор проб образцов продукции для подтверждения их соответствия требованиям к безопасности и качеству)
  3. Выездное обследование (проводится без взаимодействия с проверяемым путем осмотра общедоступных объектов и визуальной оценки соблюдения обязательных требований)
  4. Инспекционный визит (упрощенный вариант выездной проверки, проводится в течение 1 рабочего дня без уведомления проверяемого)

Проведение любого контрольного мероприятия возможно только после включения сведений о нем в Единый реестр. В него контролеры должны вносить данные об осмотре, досмотре, опросе, получении письменных объяснений, об истребовании документов, отборе проб, инструментальном обследовании, испытаниях, экспертизе, эксперименте, об отнесении объектов контроля к определенным рискам причинения вреда.

Также закон предоставляет предпринимателям возможность оградить себя от плановых проверок. Для этого необходимо получить заключение независимой аккредитованной организации о соответствии обязательным требованиям; быть членом СРО, которая контролирует предпринимательскую деятельность своих членов и с которой контрольный орган заключил соглашение о признании результатов ее деятельности; заключить договор страхования рисков причинения вреда.

Предусмотрен и порядок привлечения подконтрольных лиц к ответственности и оспаривание действий инспектора.

Если в процессе правоприменения данного закона Вы столкнетесь с какими-либо сложностями или вопросами, просим обращаться в Аппарат Уполномоченного.

Контакты для связи:
email: kursk.ombudsman@rkursk.ru;
тел.: 8 (4712) 70-15-34 либо через Интернет-приемную на нашем сайте. 


Поделитесь статьей