Системные нарушения бизнеса, выявляемые комитетом природных ресурсов Курской области


Комитетприродныхресурсов3_Монтажнаяобласть1.png

Нарушение №1

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта

Кейс: Организация имеет действующую лицензию на пользование недрами с целью добычи общераспространенного полезного ископаемого – песка. Неотъемлемой частью лицензии являются условия, которые должны соблюдаться недропользователем в обязательном порядке. В определенный срок организация должна предоставить отчетность, но не делает этого.

Ответственность: Какие санкции могут быть применены к организации? Возможно ли в данном случае предупреждение?

Нарушение условий пользования недрами влечет привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Наказание: административный штраф в размере:

  • от 20 000 до 40 000 рублей для ИП;
  • от 300 000 до 500 000 рублей для юридических лиц.

Нарушение №2 

Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Кейс: Юридическое лицо имеет заключенный единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с «Водоканалом». В своей работе организация начинает применять химические реагенты. Специалисты «Водоканала» выявили превышения ПДК загрязняющих веществ: нефтепродукты, ХПК, БПК.

Ответственность: Какие санкции предусмотрены для организации?

Юридическое лицо осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованную систему водоотведения с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, что является нарушением Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», административная ответственность за которые предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов».

Наказание: административной штраф в размере:

  • от 2 000 до 5 000 для ИП;
  • от 20 000 до 100 000 рублей для юридических лиц.

Нарушение №3

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления

Кейс: Организация осуществляет производственную деятельность. В процессе у предприятия образуются отходы, которые подлежат утилизации специализированной организацией на основании заключенных договоров. В то же время отходы длительное время могут не вывозится и складироваться на земельном участке предприятия. По истечении длительного времени они вывозятся, но на их месте остаются следы таких отходов как: железобетонные изделия (бетонные блоки); изделия из дерева (доска); металлические изделия (бочки).

Ответственность: Будет ли это считаться нарушением при обследовании территории, скажем, по поступившему обращению?

Данные отходы располагались на открытой поверхности, предположительно грунте. В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» - железобетонные блоки классифицируются к отходам строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов и относятся к 5 классу опасности, код ФККО – 8 22 000 00 00 0.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» - металлические бочки, потерявшие потребительские свойства относятся к 5 классу опасности, код ФККО – 3513030113995.

Согласно п. 3.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 80 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

Таким образом, юридическим лицом были нарушены нормы Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Ответственность за нарушение данных норм наступает по частям 1-3 статьи 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3  настоящего Кодекса».

Наказание: административный штраф в размере:

  • от 30 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для ИП;
  • от 100 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Также нарушением является отсутствие паспортов отходов и журнала учета движения отходов, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ

Наказание: административный штраф в размере:

  • от 40 000 до 60 000 рублей для ИП;
  • от 200 000 до 350 000 рублей для юридических лиц.

Нарушение №4

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Кейс: Организация осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с мойкой автотранспортных средств. При проведении контрольно-надзорных мероприятий, включающих в себя осмотр территории, инспекторами было установлено, что на здании, в котором осуществляется мойка машин, имеется источник выбросов в виде трубы.

Ответственность: Как это может быть классифицировано и к каким последствиям привести, если замеры сделаны и ничего не установлено?

При проведении контрольных мероприятий установлено, что данный объект введен в эксплуатацию в 2006 году, тем самым нарушены п. 1, п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 1 января 2015 г.) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).

Таким образом, юридическим лицом не выполнена обязанность по своевременной подаче заявки об актуализации сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду, что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена: ст. 8.46 КоАП РФ «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений».

Наказание: административный штраф в размере:

  • от 30 000 до 100 000 рублей для ИП и юридических лиц.

Нарушение №5

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами

Кейс: Организация осуществляет деятельность, связанную с ремонтом автодорог. Как правило, в целях дорожного строительства используется песок, добываемый в карьерах. Примеси и камни, содержащиеся в нем, обеспечивают формирование дорожного покрытия, устойчивого к износу. Песок служит функциональной подушкой, которая укладывается под поверхность дорожного полотна.
Организация обнаруживает на соседнем участке старый карьер (возможно заброшенный) и берет оттуда песок для своих нужд.

Ответственность: Правомерно ли это? Какие последствия могут быть для организации?

В целях экономии денежных средств организация осуществила незаконную добычу общераспространенного полезного ископаемого на местном участке недр, тем самым нарушила статью 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – закон о Недрах) предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. За данное административное правонарушение предусмотрена ответственность по части 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Наказание: административный штраф в размере:

  • от 30 000 до 50 000 рублей для ИП;
  • от 800 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц.

!!! Если по результатам контрольно-надзорных мероприятий рассчитан ущерб, причиненный окружающей среде, возбуждается уголовное дело.

Нарушение №6

Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Кейс: Организация имеет заключенный с комитетом договор на пользование водным объектом. Он необходим для орошения соседнего земельного участка, который принадлежит организации. При заборе воды объем, прописанный в договоре, был превышен.

Ответственность: Будет ли это являться существенным нарушением и зависит ли от количества превышенного объема потребленной воды?

В данном договоре содержатся обязательные требования, за нарушение которых юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Наказание: административный штраф в размере:

  • от 20 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для ИП;
  • от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Поделитесь статьей