В 2021 году региональные бизнес-омбудсмены приняли более 10 тысяч жалоб


В 2021 году региональные уполномоченные приняли 10 611 жалоб, частично или полностью восстановили права 2 578 заявителей. Еще более 2 тысяч обращений поступило в центральный аппарат. Результаты деятельности института уполномоченных в прошлом году обсуждались на секции по представлению доклада уполномоченного при Президенте РФ в рамках ежегодной всероссийской конференции.

Восстановление законности и справедливости позволило вернуть или сохранить бизнесу свыше 4 млрд рублей.

В течение прошлого года уполномоченные 775 раз участвовали в заседаниях судов и подготовили более 800 ходатайств о привлечении чиновников к дисциплинарной или административной ответственности.

Кроме этого, по 34 из 807 уголовных дел удалось добиться прекращения разбирательства, освобождения из СИЗО, изменения приговоров или условно-досрочного освобождения.

В рамках оценки регулирующего воздействия правозащитники провели экспертизы и подготовили 4 400 заключений на проекты законов, постановлений и распоряжений, затрагивающие права и законные интересы предпринимателей.

Участниками организованных бизнес-омбудсменами информационных и обучающих мероприятий, семинаров и вебинаров стали более 127 тысяч российских предпринимателей.

Отдельное внимание в докладе Борис Титов уделил проблемам необоснованного уголовного преследования. Он отмечает, что за последние годы появилось немало формулировок, которым бизнес при принятии был очень рад. Но в судах и СИЗО своя жизнь, которая тексты законов видоизменяет на свой вкус.

Вице-президент РСПП по правовому регулированию и правоприменению Александр Варварин выделил четыре первоочередных направления, по которым нужны изменения:

1. Повышение порогов крупного и особо крупного размера ущерба по экономическим статьям. Прежние из-за инфляции уже устарели.

2. Изменение параметров освобождения от уголовной ответственности при возмещении ущерба. Сейчас сумму ущерба нужно уплачивать в доход государства в двукратном размере, барьер фактически запретительный. Стоит снизить хотя бы до однократного.

3. Практическое ограничение заключения под стражу предпринимателей по экономическим статьям (ч. 1.1 108 УПК РФ, которая никак не заработает в полную силу). Надо ставить вопрос о том, чтобы ходатайства следствия о мере пресечения согласовывались с прокуратурой. И возможно, уполномоченные должны давать на этот счет свое заключение.

4. Полная декриминализация по тем статьям УК, по которым санкция в виде лишения свободы либо отсутствует, либо не применяется на практике.

«Пора снова провести амнистию по экономическим статьям (последняя была в 2013 году). В сложные времена надо дать предпринимателям возможность проявить себя на благо страны», - отметил федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Также на конференции обсудили правительственные поправки в КоАП, по которым региональные уполномоченные получат право участвовать в судебных процессах в качестве защитников предпринимателей, привлекаемых к административной ответственности.

Борис Титов подчеркнул необходимость предоставления бизнес-омбудсменам права более активно участвовать и в уголовном процессе по экономическим преступлениям.

Еще одним важным направлением в работе института уполномоченных является система государственных и муниципальных закупок.

«Сегодня бизнес имеет ряд гарантий по госзакупкам. Это минимальная обязательная доля закупок у МСП в 25% от совокупного годового объема; минимальная доля закупок товаров российского производства; сокращение предельных сроков оплаты; освобождение участников закупок, проводимых только среди МСП в рамках закона №44-ФЗ, от обеспечения исполнения при подтверждении успешного опыта, и так далее. И тем не менее, предприниматели сталкиваются с проблемой несвоевременного исполнения обязательств по выполненным контрактам со стороны заказчиков. Этот вопрос должен быть на контроле региональных властей», - отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курской области Денис Водопьянов.

За последние годы в системе госзакупок произошли позитивные изменения, однако доверие участников к ней все еще низкое. Эта проблема отражена в специальном разделе доклада под названием «Деловой климат в России. Что изменилось за 10 лет?».

Есть успехи в цифровизации, в результате чего закупочные процедуры стали более простыми, понятными и прозрачными, а положение участвующих в них предпринимателей значительно улучшилось.

Постепенно сокращается задолженность перед бизнесом по уже исполненным государственным и муниципальным контрактам. С 2015 года, благодаря прокурорскому вмешательству, выплачены долги в размере свыше 225 млрд рублей. «Органы прокуратуры активизировали реакцию на нарушения в этой сфере, в том числе на информацию, поступающую от Уполномоченного, – отметил Борис Титов. – Результатом стало сокращение как числа жалоб от бизнеса, так и сроков неплатежей со стороны заказчиков».

Однако недостатков все еще много. Один из них – увеличение неконкурентных способов закупок (прямые закупки госорганов у единственного поставщика; несостоявшиеся конкурентные закупки, которые привели к закупкам у одного поставщика). В 202 году их удельный вес в общей доле заключенных госконтрактов достиг 74%.




Поделитесь статьей